Дзюдо родом из Японии, дословно переводится как «мягкий путь». Боевое искусство создано в конце XIX века мастером Дзигоро Кано. Дзюдо является олимпийским видом спорта и базируется на принципах взаимной помощи и понимания. Борьба имеет в своей основе три приема: бросок, сковывание и удар. При помощи сковывания противник лишается подвижности, выводится из боя, фиксируется в невыгодном положении. Удары оглушают, наносят физический урон, конечно, в рамках установленных правил. Бросок в дзюдо – отличный способ сбить противника с ног и создать преимущество.

Выведение из равновесия

Один из вариантов победить соперника в этой интересной и зрелищной борьбе – провести один из бросков. Несмотря на свою кажущуюся простоту этот вид приема имеет строгую последовательность, не соблюдая которую, спортсмен рискует оказаться на татами сам.

В первую очередь, бросок состоит из четырех последовательных этапов и начинается с лишения противника устойчивости. Эта фаза носит название кудзуси. Продолжает атакующий атакующий фазой под названием цукури, что подразумевает вход. Основная фаза была названа какэ – это момент, когда соперник уже не может изменить ход событий и отрывается от татами. Фаза сразу после какэ – это переход. Соперники проводят работу в партере, атакующий доводит прием до победного очка, переходит к другому приему.

Фаза броска кудзуси наиболее важна для успешности приема. От того, как будет оценено положение противника, зависит эффективность. Чтобы вывести дзюдоиста из устойчивого покоя, надо его чувствовать, понимать, где находится вес и корректировать заход. Без предварительных действий, сам прием не состоится. В качестве примера возьмем бросок через ногу вперед. Его нужно совершать тогда, когда вы почувствовали, что противник теряет равновесие и контакт с татами сосредоточен только на мысках.

выведение из строя

Цукури

С большей вероятностью уложить соперника можно безошибочно определив фазу входа (цукури). Он окажется особенно эффективен, если атакующий выполняет его точно и с сосредоточением всех своих сил. Начинать выполнение приема следует быстро с согнутыми в коленях ногами и выпрямленой спиной.

Бросок

Техника бросков в дзюдо различается достаточно сильно, но общим являются: быстрота, контролируемость и умение чувствовать противника. Спортсмен будет стремиться избежать приема, здесь важна реакция на сопротивление. Бросок производится из стойки или предполагает последующее падение. Это две разные типологии приемов. Необходимо оценить ситуацию и отдать предпочтение тому или другому варианту. Для этого нужно сконцентрироваться на стойке противника и изучить ее, а затем запланировать действия, разрушающие точку опоры, и выполнить правильный подхват.

Например, существует в дзюдо бросок через бедро, одна из самых технически сложных и популярных разновидностей. Борцы работают очень близко друг к другу. Лучший способ выполнить любой бросок точно и эффективно – отвлечь противника и аккуратно выполнить все движения. Правая нога должна оказаться между ног противника, левая рука цепляется за одежду одновременно подтягивая тело вперед и вниз, правая в это время держит соперника за пояс подрывая вверх. Далее, без смены положений стоп, происходит разворот на толчковой конечности и приседание. Перед началом приема тело атакующего развернуто спиной к сопернику, в легком приседе, таз упирается в область бедренной кости, руки выполняют хват за пояс и рукав кимоно одновременно. Выпрямление тела атакующего происходит резко, при этом таз, упираясь в тело соперника, выполняет роль рычага, успешно завершает бросок, практически полностью принимая на себя вес другого борца. Если все выполнено верно, атакуемый отрывается от земли и перелетает через атакующего. А руки в это время выполняют завершающую фазу описывая дугу влево и вниз, вкладывая в прием силу.

Новички отрабатывают свои приемы на различных снарядах. Очень распространено использование длинной груши, на которой обычно отрабатывают свои удары боксеры, только их не подвешивают. Также применяются манекены и мешки наполненные песком или водой для утяжеления.

Только после отработки техники прием можно будет попрактиковать на реальном противнике в тренировочном бою.

Переход

Очень важно знать и следовать определенному алгоритму действий после выполнения приема или в его процессе. Так, человек, проведший тот или иной прием, остается стоять, показывая, что он контролирует не только себя и свое равновесия, но и действия противника. На соревновательных выступлениях борцы после выполнения броска переходят к нэ-вадза. Подобная техника является отличной возможностью предотвратить нападение соперника и в случае необходимости оперативно принять выгодную позицию, если судья не присвоит оценку иппон, которая является высшей и означает безоговорочную победу.

Если атакующий бросает своего противника на большую часть спины со значительной силой и скоростью, контролируя его при этом. Если происходит удержание борца в течение 25 секунд и атакуемый дважды хлопает рукой или ногой по татами, или голосом произносит «МАИТА» (сдаюсь).

Техника нэ-вадза – это бой в партере. Здесь применяются болевые и удушающие приемы, кроме детского спорта, у детей распространено удержание в течение 20 сек. Можно перейти в другой подраздел борьбы – положение лежа путем предварительного переворота.