Традиции восточных боевых искусств уходят корнями в далекое прошлое. Они развиваются вместе с человечеством, когда-то служили преимущественно для самообороны и победы над врагами, теперь обрели спортивное значение и соревновательный элемент. К таким относится и ушу, история возникновения которого откроется для тебя в этом материале. Здесь ты найдешь информацию о видах ушу, в какой период возникло это искусство, о его значении в современном мире и культурной ценности.

Древние боевые техники не были придуманы в одночасье, они развивались веками, вбирая мудрость поколений. Этот опыт накапливался, бесчисленное количество раз передавался от наставника к ученику. К таким относится боевое искусство ушу. Нельзя сказать, где и в каком году зародилось ушу, кто его придумал, потому что упоминания о тех далеких временах не отмечены историческими хрониками. Зато мы точно знаем, откуда родом ушу, оно зародилось в Китае.

Несмотря на древнее происхождение, официальные школы боевых искусств в Китае и других восточных странах появились достаточно поздно, уже в 16-17 веках. Формат работы этих образовательных заведений был приближен к современному, назначение заключалось в обучении, то есть в передаче знаний, умений и традиций. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию человеку, все физические и духовные практики служили в первую очередь для этой цели, в том числе и техники боя.

Огромное влияние на традиционное ушу оказал даосизм, оно до сих пор подчиняется законам Дао. Эти принципы были созданы в созерцании природы и животного мира, к которому относится и человечество. Люди подражали диким зверям и птицам, подобно им боролись за выживание, а у природы заимствовали средства для укрепления здоровья и достижения долголетия. Тенденция отражена в целом списке стилей ушу, названных в честь животных.

ушуистка с веером

Считается, что первым преподавать китайское боевое искусство начал монах Бато. По его инициативе в 495 году был создан Шаолиньский монастырь, там и началось преподавание. Название переводится, как монастырь на молодом лесу, в него вкладывается философский смысл появления и роста чего-то нового, гибкого и в будущем непобедимого. Также этот монастырь считается родиной дзен-буддизма, это известное название пришло из Японии, в оригинале оно звучало чань-буддизм. Чань — это процесс размышления или медитация, суть учения в обретении просветления внутри себя без привязки к ритуалам и внешним выражениям. Это тонкая внутренняя работа над собой, в ходе которой сознание освобождается от всего, что ему было навязано.

Помимо медитации в качестве методов становления личности использовались физический труд, дыхательные практики, особый рацион, уроки боевых искусств, массаж и самомассаж, рефлексотерапия и другие методы, направленные на физическое и духовное оздоровление. Это тонкий психофизиологический тренинг на основе Дао, у которого нет аналогов в современном мире.

ушуист в стойке

Развитие в России

Многие наши соотечественники узнали, что это за вид спорта — ушу, после того, как он был включен в программу показательных выступлений на Олимпиаде. Свою роль в популяризации сыграло и проведение чемпионатов в направлениях саньда и таолу. Но такие показы лишь привлекают внимание, они не дают представления о системе, включающей в себя не только искусство ведения боя, но и тысячи методов оздоровления. Долгие годы значение придавалось лишь спорту высоких достижений, массовые и оздоровительные дисциплины оставались в тени.

Сейчас восточные единоборства переживают возрождение, но в условиях доступности возросла конкуренция. Ушу сложно сравнить с такими школами, как тхэквондо, каратэ и айкидо, располагающие мощной материальной поддержкой из-за рубежа. Благодаря инвестициям они заняли свое место в индустриях спорта и шоу-бизнеса. Если эти учения активно продвигаются, повышая величие национального духа тех стран, откуда они пришли, и привлекая новые инвестиции, то ушу сталкивается со сложностями по причине закрытости.

ушуистка в стойке

В России и еще ряде государств долгое время преподносили под видом ушу его разновидность — ушу-таолу, по сути это не боевое искусство, а гимнастика. Что касается настоящего единоборства, большая часть народных школ в Китае были закрытыми. Перенять мастерство мог только член семьи или представитель клана, от посторонних все держалось в тайне. Из-за этого многие традиции уходили из жизни вместе с их хранителями. Когда в КНР на государственном уровне было принято решение возродить национальное искусство, упор был сделан на спортивное ушу. Новоиспеченные обученные специалисты стали продвигать новое направление в ряде стран, в том числе и в нашей, традиционное было забыто.

В Москве уже в конце 80-х появились центры ушу-таолу. В них преподавали учителя, которых пригласили по договору о культурном сотрудничестве между странами. Предполагалось, что в таких заведениях из детей готовили профессиональных спортсменов, но по мнению многих современных экспертов, они просто бесконечно отрабатывали комплекс для выступления на соревнованиях, зачастую в ущерб физическому и психологическому здоровью. Такие занятия противоречили накопленному за тысячелетия опыту. Даже в те времена тренерам из других направлений было известно, что после пары лет такого обучения ребенка уже не сделать бойцом. Некоторые противоречия были слишком очевидными, например выработка строго прямой спины и расправленной груди, якобы необходимая в ушу-таолу, противоречит принципам традиционных китайских стилей ушу. Они гласят, что такое положение мешает циркуляции жизненной энергии ци, то есть наносит огромный вред для здоровья. Таких несоответствий было очень много.

девушка тренируется

Развитие прикладного направления

Для объективного сравнения между собой разных школ обычно используется самый важный критерий — подготовка бойцов. У кого сильней бойцы, у того лучше школа. Это справедливо, потому что именно в поединке проявляются такие ценные качества, как способность в нужный момент собраться, взять под контроль свои эмоции и сознание, навык стратегического мышления и другие. Еще в 16 веке генерал Ци Цзигуан в своих работах указывал на то, что некоторые стили ушу слишком вычурны и показательны, при этом не имеют никакого отношения к боевому искусству. Он был известным деятелем эпохи Мин, разбирался в воинском деле и всегда выступал исключительно за прикладные варианты. Он доносил до своих солдат, что совершенствовать боевые навыки нужно не потому, что это обязанность государственного служащего, а потому, что только так можно выжить.

Если ты сильнее — ты убьешь врага, если ты слабее — он убьет тебя. Такой подход сильно повлиял на развитие прикладных техник.

Но даже в те времена, когда выживание играло важную роль, поддерживали такой подход не все. В какие-то периоды жесткое и даже отчасти жестокое прикладное ушу ограничивалось в развитии, возвращаясь к виду гимнастики с оздоровительным или вовсе чисто показательным наполнением. Ушу-таолу акцентирует внимание на эстетику движений, это уход от боевых практик, сохранение некоторых традиций, но разрушение практического потенциала. При подмене боевого искусства гимнастикой терялись многочисленные знания о здоровье человека, так как они были нужны в боевых условиях, а не для показательных выступлений.

На данный момент помимо основных стилей ушу можно насчитать сотни тех, которые обладают собственной, чаще всего нерадостной историей. Большинство из них сохранились в виде гимнастики с элементами боевых приемов и полным отсутствием воинского духа. Причина не только в закрытости семейных и клановых школ, а в том, что КНР многократно подвергалась различным социальным потрясениям и политическим переменам. В числе прочих неприятных событий в истории встречалось разрушение древних монастырей и репрессирование их обитателей, гражданские войны и прочие разрушительные для культуры обстоятельства.

Но, несмотря на ни что, некоторые народные школы смогли выжить. Официальные власти рассматривали их как неблагонадежные и как источники смуты, так как не могли мириться с закрытым характером и неспособностью их контролировать. Именно благодаря таким школам стало возможным возрождение боевого искусства после смены власти на более демократичную. Новые времена принесли новые трудности, популяризация боевых искусств привела к их монетизации. Цену обрели зрелищные направления, на которых можно заработать, традиции отошли на второй план. В качестве противовеса западным и японским единоборствам вышло китайское кунг-фу. На фоне этого об ушу сложились ложные представления. Кто-то видел его, как непонятную китайскую гимнастику, кто-то — как нечто слишком сложное и запутанное, недоступное простому человеку.

Традиционное ушу пришло на запад, в том числе и к нам, относительно недавно. На тот момент в Китае уже практически не было таких школ. Именно в России начал работать мастер Ма Мента, его отцом был основатель стиля тунбэй. Мастера поразило огромное количество секций, в которых в 90-е годы якобы преподавали ушу. Он оценивал это как сочетание неправильного каратэ и незнакомой ему гимнастики. Точно так же сильно, но уже по-хорошему, он был впечатлен большим количеством людей, проявляющих интерес к китайскому боевому искусству, их инициативности и стремлению к развитию. Именно тогда он принял решение развивать здесь стиль, сохранившийся в его семье, начал приглашать в Москву своих учеников, чтобы они делились опытом с коллегами.

ушуист в стойке

Саньда и таолу

Ушу-саньда — это спортивное направление, в современном варианте включает в себя китайскую интерпретацию рукопашного боя с большим количеством одиночных ударов и серий, подсечек и бросков. В России относится к официальным единоборствам, то есть было признано видом спорта и внесено в единую классификацию. В последние годы соревнования по саньда совмещают с выступлениями спортсменов, обучающихся технике ушу-таолу. Баллы начисляются отдельно, затем в общем зачете они суммируются. 

Так происходит и в КНР, и в других государствах. Предполагается, что такое сочетание направлений позволяет повысить уровень общей подготовки бойцов. Однако, на данный момент сложно сказать, к чему приведет данная тенденция. Если она будет упрощена до отработки и показа гимнастических комплексов, то это станет повторением старой ошибки. Сейчас инициаторами такого соединения выступают сторонники таолу, им выгодно возвращение в те времена, когда их направление было лидирующим, а они пребывали в роли законодателей индустрии спортивного ушу. На данный момент необходимо создание единой методической базы для обучения тренеров. По мнению многих экспертов, это смогло бы спасти ситуацию.

девушки ушуистки

Стили ушу

Мастерство ведения боя предполагало как владение оружием, так и способность сражаться без него на случай разоружения. Предусмотрены приемы для противостояния без оружия одному вооруженному сопернику или даже нескольким. В школах создавались разные формы владения единоборством, многим из них придавали животные повадки.

Стиль обезьяны, тигра, пантеры в ушу имитирует поведение этих животных в бою. По аналогии происходит с птицами: стиль орла и белый журавль в ушу; насекомыми, например, распространенный в ушу стиль богомола; рептилиями: многочисленные стили змеи и стиль дракона в ушу. Их общее название — сян син цюань, суть в обретении схожесть с каким-либо объектом живой природы. Примечательно, что предполагается не только внешнее, но и внутреннее сходство, не только движения, но и мысли, повадки. Согласно убеждениям древних китайцев, животные от природы наделены лучшими качествами для выживания, поэтому подражать им — это совершенный способ овладеть искусством боя. Имитации должны быть очень точными, почти театральными, к примеру, хороший боец способен в полной мере использовать хитрость и проворство обезьяны, резкость когтей орла и мощность клюва журавля при атаке.

ушуист в стойке

Это все стало частью культурного наследия КНР, философия и боевые искусства тесно переплетались. Обычаи распространялись, так как для соседних стран Китай всегда был центром, в том числе и культурным. Сейчас китайское влияние можно отследить или по крайней мере заподозрить в национальных единоборствах многих восточных стран.

В древность в Поднебесной следили за тем, чтобы уровень мастерства армии постоянно повышался. Для людей далеких от воинской службы тоже поощрялось владение боевыми искусствами, это относилось даже к чиновникам высокого уровня. Считалось, что без навыков боя человек не может быть авторитетным. При этом точно так же считалось, что военный должен обладать достойным интеллектом. Это отразилось в главной особенности ушу — разностороннем развитии, гармонии в состоянии психики и тела.

ушуист в стойке

Существует классификация на внутренние и внешние стили ушу, это касается процесса обучения и предусмотрено во многих восточных единоборствах. Во внешних изначально акцент делается на улучшение физической формы и боевых техник, работе с энергией отводится вторая роль. В отличие от них, внутренние стили ушу фокусируются на накопление в теле жизненной энергии ци. Как это выглядит на практике: во внешних стилях используются жесткие методики цигун для укрепления тела, затем переходят к более мягким практикам, во внутренних — сперва в ход идут мягкие методики, затем начинается использование накопленной энергии ци. Но в конечном итоге разные пути приводят к одной и той же цели, гармоничному формированию личности.

В наши дни правительство КНР потратило немало ресурсов на то, чтобы ушу стало олимпийским видом спорта. С этой целью была создана группа исследования боевых искусств, организация выполняет разную работу, в том числе сбор сохранившихся традиций ушу, поиски мастеров, которые их берегут, съемки тематических фильмов для популяризации, издание разных пособий от художественных книг до методичек и самоучителей в печатном виде и видео-формате. Деятельностью охвачены некогда разрушенные монастыри, в которых зарождалось единоборство. В восстановленном виде они стали мировыми туристическими достопримечательностями, например, Шаолиньский монастырь сейчас известен в любой точке мира.

ушуист в стойке

Масштабная работа привела к тому, что во всех странах мира появилось множество желающих изучать китайские боевые искусства. Неподалеку от упомянутого выше монастыря сейчас работает Академия ушу для учеников из разных государств. В отличие от наметившейся у нас тенденции, в Китае саньда и таолу существую отдельно от основного спортивного направления. У них есть владеющие данными стилями спортсмены, которые являются гимнастами и не участвуют в спаррингах, так как не умеют этого делать, и бойцы, которые имеют лишь отдаленное представление о гимнастике.

Становление ушу на западе

Успешное функционирование центров и федераций ушу в западных странах стало возможно благодаря обмену опытом между разными государствами в области экономики, культуры и других сфер. Выражена тенденция к организованной работе разных стран по развитию данного единоборства. Распространение и привлечение внимания — результат проведения чемпионатов регионального и мирового масштаба, выпуска книг и фильмов. Одной из самых ожидаемых кинопремьер 2020 года является картина “Мулан”, это реконструкция одноименного диснеевского мультика, выпущенного в 1998 году. По сюжету главная героиня притворяется, что она парень и отправляется в армию вместо своего немолодого отца. Девушка осваивает премудрости китайского национального боевого искусства и учится правильно использовать свой внутренний потенциал.

ушуист в стойке

Благодаря совместным усилиям ушу заняло достойное место на уровне с другими единоборствами. Также оно выступает в качестве дипломатического фактора, так как способствует формированию партнерских отношений и дружбы между представителями разных народов. Присутствует и негативное влияние, в Европе и Америке работает множество школ, которые не нацелены на решение общих задач в рамках мирового развития.

Международная Федерация Ушу была создана в 1990 году, в этом принимали участие представители 30 государств и регионов. Современная форма существования боевого искусства подразделяется на спортивные выступления с оружием и без него, присутствуют демонстрации заранее отрепетированных боев и реальные поединки с полным контактом, а также командные выступления. Последователей привлекают разные вещи: получить эффективные инструменты для самообороны, повысить уровень физического развития, погрузиться в восточную философию, познать дзен-буддизм и еще множество мотивов.

девушка ушуистка

Популяризация и доступность для каждого желающего тоже работают как в плюс, так и в минус. Когда боевая дисциплина переходит в разряд спорта высоких достижений, из нее уже невозможно убрать коммерческие элементы. Так древние искусства переходят в категорию, похожую на шоу-бизнес. В качестве примера можно привести современное боевое каратэ, очень разрекламированный стиль, из которого пропали важнейшие приемы. Это обратная сторона становления спортивного стиля и его преобразования до уровня масс-культуры.

Если раньше во главу угла ставились воинское мастерство и духовные начала, то сейчас их могут вытеснить такие характеристики, как спрос и доходность. В сложившихся обстоятельствах важнейшей задачей для ушу в западном мире становится возрождение подлинных ценностей, возвращение к восточным истокам. Только при таком условии искусство можно сохранить в первозданном виде без утраты философской глубины, не как спорт или показательную гимнастику. Спортивная составляющая важна, но это должен быть реальный поединок с единственной целью — одержать победу, как это предполагалось историей возникновения ушу.

девушка ушуистка

Не так давно на мировую арену в качестве отдельного единоборства вышло ушу-саньда. Эксперты оценивают этот вид ушу перспективным, так как по сравнению с теми же кикбоксингом и каратэ у него достаточно широкий арсенал технических средств и приемов. Ввиду обилия опасных средств бои ведутся в перчатках и других средствах защиты, определен ряд правил и ограничений, которые на данный момент меняются и совершенствуются.