Мотокросс — это не просто экстремальный, но и технически сложный вид спорта. Чтобы добиться в нем успеха, нужно обладать целым рядом качеств: быть сильным и выносливым, с хорошей координацией движения и быстротой реакции. На трассу не выходят просто так, даже если ты хорошо управляешься с мотоциклом, предварительно необходимо усвоить ряд важных вещей. И первая из них — в этом спорте учатся от простого к сложному, обязательно под присмотром опытного наставника. В этой статье мы расскажем про мотокросс, как про спортивную дисциплину, приведем множество ценных рекомендаций для начинающих.

Начать стоит с преимуществ этой экстремальной дисциплины. Есть как минимум пять причин записаться в школу мотокросса.

Почему стоит заняться мотокроссом?

Если эти доводы покажутся тебе убедительными, значит такие гонки тебе точно понравятся.

Мотокросс: что нужно знать новичкам

Это спорт

Мотокросс — это не катание на мотоцикле, а самый настоящий спорт, предполагающий постоянное совершенствование своих навыков. Последователи направления очень сильные и ловкие, и они были такими не с самой первой тренировки. Покоряя пересеченную местность при постоянной необходимости контролировать мотоцикл — это настоящее испытание, те сложности, которые закаляют характер и развивают тело. Здесь приходится работать всем телом и быстро соображать, принимать решения за доли секунды. Заняться этим спортом стоит лишь в том случае, если ты готов регулярно тренироваться, выкладываясь по полной на каждой тренировке.

Это адреналин

Занятия, способствующие выработке адреналина, это отличный способ избавиться от стресса. Это выход негативной энергии и постепенное избавление от страхов, гордость за то, что научился уходить в контролируемый занос и отрывать колеса от земли. Самое в ценное в том, что со временем люди учатся контролировать скорость и вырабатывают свой стиль вождения. Благодаря этому они получают столько адреналина, сколько им требуется.

Это круглогодичное хобби

Этот спорт может стать отличным хобби. Он позволяет переключаться и отвлекаться от всего, поддерживать отличную форму, становиться сильнее и увереннее. Мотоциклисты часто жалуются на короткий сезон, к мотокроссу это не относится, тренировки проходят круглогодично. К тому же такое хобби очень престижное, оно привлекает внимание и вызывает уважение.

Это подходит для всех

Мотокроссом занимаются не только молодые парни, он принимает всех людей вне зависимости от пола и возраста. Ограничения касаются только состояния здоровья. Девушек такой спорт учит обращаться с техникой и преодолевать страхи, парням помогает направлять энергию в мирное русло. Если нет противопоказаний по здоровью, то освоить основы дисциплины можно даже в возрасте 50 лет и старше. Кстати, мотокроссом занимаются даже дети, они тренируются отдельно от взрослых.

Это клуб единомышленников

Школы мотокросса объединяют единомышленников, некоторые из которых становятся настоящими друзьями. Дружеская поддержка позволяет преодолевать сложности, достигать определенного профессионализма и выходить на уровень участия в соревнованиях.

Что нужно для занятий мотокроссом?

Если ты только планируешь заняться этим видом спорта, то не помешает изучить, что для этого потребуется.

Мотокросс: что нужно знать новичкам

Экипировка

Она нужна не для езды, а на случай аварии, и подбирается именно с таким расчетом. Падения на тренировках — это обычное явление. Экипировка начального уровня дешевле, чем профессиональная, но есть ряд аспектов, на которых нельзя экономить. Выбирая защиту для головы и ног, всегда отдавай предпочтение именитым брендам. Также потребуются перчатки, защитные очки, защита для шеи верхней части тела.

Уметь принимать правильное положение

Изучение техники начинается с правильного положение тела на мотоцикле. Оно позволяет стать с мотоциклом одним целым, полностью контролировать каждое движение. Положений несколько, и самое главное из них — среднее, когда тело расположено по центру. Освоив среднее положение, можно переходить на изучение переднего и заднего, положения стоя. Главное — это баланс между гонщиком и управляемым транспортным средство, он должен быть доведен до автоматизма.

Постоянные тренировки

Чтобы увидеть результаты, нужно тренироваться регулярно и упорно. Только при таком режиме появятся подсознательные рефлексы, способность чувствовать мотоцикл, как часть самого себя. Если ты, как и многие любители, не метишь в профессионалы и планируешь быть мотокроссером выходного дня, обязательно обратись к тренеру. Без наставника освоить технику не получится, а владение ей — это основа всего.

Обучение рациональному движению

Искусство движения на мотоцикле — это вовсе не профессионализм в управлении им. Это способность владеть мышцами. Именно они будут корректировать положение мотоцикла, поддерживать его, направлять в стороны. Необходима рациональная посадка, то есть позволять комфортно сидеть и комфортно вставать, управлять транспортным средством с минимальными затратами энергии. Рациональная езда — это ехать быстро и тратить на это минимум сил.

Наблюдать за профессионалами

Начинающему гонщику необходимо постоянно наблюдать за действиями профессионалов, анализировать их движения, разбирать, что они делают, как и зачем. Это можно делать как на трассе, так и дома по телевизору. Смотреть за гонками в записи удобнее и полезнее, иногда потребуется поставить на замедленное воспроизведение, чтобы рассмотреть все в деталях.

Следить за мотоциклом

У профессиональных гонщиков есть собственные механики, любители обслуживают своего железного коня самостоятельно. Плановые осмотры и техобслуживание должны проходить после каждого заезда. Мотоцикл должен быть идеально чистым, грязь приводит к коррозии. Своевременная замена расходников — это правило из техники безопасности. Тормозные колодки, воздушный фильтр, цепь и звезды, тросики должны быть в идеальном состоянии. Также необходимо постоянно следить за давлением в шинах.

Отдыхать и восстанавливаться

Это тяжелый вид спорта, даже если заниматься им всего раз в неделю. Мотокросс требуется высокого уровня подготовки, физического и психологического. Чтобы добиться успеха, нужно полноценно питаться и восстанавливаться после нагрузок, это обязательные условия поддержания физической формы.

Правильная техника

В гонке есть две составляющие: старт и все остальное. От техники старта зависит многое, в частности шансы увидеть на финише флажок в клеточку.

Мотокросс: что нужно знать новичкам

Старт

Все начинается с придания телу правильного положения. Часто мотоциклистов на старте можно увидеть в переднем положении, так они готовятся к возможному отрыву переднего колеса. Затем в процессе они отклоняются назад, так как им нужно добиться стабильного сцепления заднего колеса с поверхностью. Можно свесить ноги, чтобы подножки остались за ними, и перенести вес назад, тогда старт будет уверенным, получится облегчить заднюю часть для пробуксовки.

Второй по важности момент — использование газа. На старте необходимо открыть дроссель так, чтобы пересечь стартовые ворота быстро, это примерно посередине между половиной и четвертью. Все это доводится до автоматизма долгими и упорными тренировки, навык не приходит сам по себе.

На ускорении и при торможении

Чтобы поддерживать равновесие, нужно наклоняться вперед ускоряясь, а при торможении — отклоняться назад. Торможение выполняется преимущественно ровно. Не стоит пользоваться тормозами агрессивно, такие приемы эффектны, но слишком опасны. Переключаясь на передачу или используя задний тормоз, стоит располагать стопы на подножках посередине. Один палец должен всегда находиться на тормозе, еще один — на сцеплении.

Поворот

Есть две главные техники поворота, одна из них применима для сухой и твердой дороги, вторая — для рыхлой и влажной. Локти всегда приподняты, это необходимо для контроля над транспортным средством и над ситуацией. Если ты обратишь на это внимание, то поймешь, что у всех хороший мотогонщиков локти постоянно подняты. Нельзя сильно склоняться вперед, от этого можно вылететь через руль, но и отклоняться назад сильно тоже нельзя, от этого поднимется переднее колесо. Чем более рыхлая поверхность, тем ближе к параллели с мотоциклом должно располагаться тело гонщика, таким образом регулируется сцепление и вхождение в повороты. На плоском повороте по плотной твердой земле нужно сместиться к внешней стороне, это защитит от соскальзываний колеса сзади.

Подъемы

Чем круче подъем — тем сильнее нужно наклоняться. При этом заднее колесо уже будет прижато к земле, тебе останется прижать лишь переднее. Сидеть при этом не получится, сесть и ускориться можно будет в тот момент, когда положение выровняется. Когда переднее колесо отрывается, стоит выжать сцепление и вернуть его на землю. Передача должна быть максимально высокой, низкая не обеспечит достаточной сцепки заднего колеса с поверхностью. Чем выше будет передача, тем лучше срабатывает подвеска, это существенно облегчает подъем.

Спуски

На спуске нужно оттягиваться назад, в крайнем случае можно использовать задний тормоз. При этом не отпускать газ. Но в использовании заднего тормоза важно не переусердствовать, если перегрузить заднее колесо, то оно не сможет подниматься. Пользоваться только передним тормозом не получится, тогда заднее колесо подкинется, и мотоцикл перевернется. Но для полной остановки нужно использовать передний, так как задний сделает мотоцикл неустойчивым, переднее колесо будет соскальзывать в сторону. Но опять-таки важно не перестараться. Можно замедляться при помощи двигателя, так же как за рулем машины: переключиться на пониженную и отпустить сцепление.

Прыжки

Исполнение прыжка — это то, что отличает новичка от профессионала в мотокроссе. Многие гонщики придерживаются нейтральной позиции по центру мотоцикла, это базовая беспроигрышная техника. Главное — согнуть руки в локтях и ноги в коленях, оставаться строго по центру и прыгать не сбрасывая газ на высокой скорости.

При соблюдении этих условий ровное приземление гарантированно, поэтому стоит придерживаться именно такой атакующей позиции.

Важное уточнение: до самого подпрыгивания нужно держать газ на одном уровне. Не стоит его дергать, от этого повысится риск потерять баланс и упасть. В мотокроссе всему учатся от простого к более сложному, поэтому начальное обучение прыжкам проходит на низких трамплинах. Не нужно переходить на более высокие трамплины или пробовать сделать сложные прыжки, пока в совершенстве не освоишь простой одиночный.

Чтобы не разочароваться в себе и в мотокроссе, как в спорте, нужно тренироваться с опытным наставником, не выходить на трассу без необходимой экипировки и не пытаться сделать то, чего еще не умеешь. Тренера нужно слушать, тренировки — не пропускать, также не помешает внимательно наблюдать за техникой хороших гонщиков. Только при таком условии спортивные показатели будут повышаться, а занятия приносить только удовольствие.