Техника боевого искусства сочетает в себе разновидности постановок, атакующих и оборонительных тактик, а также захваты и болевые методы. Множество комбинаций этих действий представляют собой формальные упражнения, получившие название «ката». Только ознакомившись со всеми вариантами приемов в карате, спортсмен может добиться значительных результатов. В статье представлены основные техники, которыми обязан владеть каждый каратист.

Стойки

Базовые стойки представляют собой первый навык, необходимый для каждого начинающего бойца. Под термином подразумевается стандартное положение тела, которое позволяет спортсмену быть в боевой готовности. Играет первостепенное значение для успешной и эффективной реализации любых схем.

Имеется несколько основополагающих принципов правильной стойки:

  1. Всегда сохранять равновесие, вне зависимости от осуществляемых действий.
  2. Центр тяжести всегда находится посредине, запрещено чрезмерное отклонение корпуса вперед или назад.
  3. Следует выбрать удобную позу, которая предполагает возможность исполнения хука или осуществления обороны.
  4. Смена положений не может занимать много времени.
  5. Каждая позиция должна гарантировать защиту жизненно важных органов бойца.
  6. Правильное выполнение любой стойки подразумевает напряжение нижних конечностей и расслабление верхних.
  7. Верное положение туловища обеспечивает устойчивость и необходимую концентрацию энергии каратиста.

каратисты в стойке

Вариации стоек:

  • Хейсоку – поза ожидания, ноги сведены вместе.
  • Мусуби – непринужденное положение, носки слегка раздвинуты.
  • Хейко – естественная поза, стопы размещены на уровне плеч.
  • Некоаши – согнуто левое колено.
  • Фудо – позиция готовности.
  • Шико – стопы широко разведены, носки направлены влево и вправо.
  • Зенкуцу – одно колено согнуто, другое отведено назад.
  • Кокуцу – колени согнуты, правый носок отведен вправо.
  • Киба – стопы широко раскинуты, носки направлены в стороны.

каратист в стойке

Перемещения в стойках

Передвижение в стойках происходит внезапно и без особых усилий, при этом стоит уделить внимание сохранению равновесия. Для обеспечения максимальной устойчивости центр тяжести размещается как можно ниже, а упор стоит делать на всю ступню.

Выделяют два вида:

  • при исполнении ката;
  • во время поединка (кумитэ).

В первом случае осуществляется путем резкого выброса ступни за счет сильного движения бедра, моментальное передвижение и переход в устойчивую позицию. Центр тяжести не может изменяться, а ноги должны скользить по полу.

резкий выброс ноги

Второй метод выполняется с помощью приставных шагов. Для этого необходимо осуществить толчок задней подошвой, затем переместить противоположную вперед. Возвращаясь в исходную позицию нужно подтянуть заднюю ступню.

Тактика реализации хода назад аналогична шагу прямо и осуществляется зеркально.

При смещении вправо или влево активно задействованы бедра. Ход реализуется только после выполнения кругового движения бедрами.

Также применяется перемещение двойным шагом, которое может выполняться как со скрещиванием, так и без него. Такие приемы предоставляют возможность быстро сократить большую дистанцию или наоборот резко увеличить расстояние до противника. Для преодоления значительного расстояния может применяться скачок, который предполагает наличие фазы полета.

Особое внимание при передвижениях стоит уделять дистанции. С этой целью каратисты отрабатывают как плавные, так и резкие перемещения.

Наступательные схемы

Атакующие техники являются главным оружием каждого каратиста. Только скоординировав действия всего тела можно осуществить максимально сильное и эффективное наступление.

В зависимости от направления движения наступательные тактики могут подразделяться на:

  1. Прямые – выполняются по направлению вперед.
  2. Круговые маневры считаются одними из наиболее мощных в этом спорте. Основываются на выполнении вращательного движения.
  3. Сверху-вниз или наоборот – дают возможность нейтрализовать оборону конкурента и моментально перейти в контрнаступление.

Поверхности, которыми наносятся толчки руками:

  • Seiken – костяшки;
  • Tetzui – все сжатые пальцы;
  • Ipponken – кость указательного пальца;
  • Nakadaken – кость среднего пальца;
  • Hiraken – выставленными костяшками;
  • Uraken –внешний участок кулака;
  • Shuto – наружный участок ладошки;
  • Haito – ребро со стороны большого пальца;
  • Haishu – наружное место ладони;
  • Nukite – концы 3-х пальцев;
  • Teisho – верхний участок ладони, который граничит с кистью;
  • Seiriuto – запястье;
  • Kumade – внутренняя часть ладошки;
  • Kakuto - внешняя сторона запястья;
  • Vashide – собранные вместе ногти;
  • Keito – участок большого пальца возле запястья;
  • Van – место от локтевого изгиба до кисти;
  • Empi – локоть.

удар локтем

Вариации хуков руками:

  • Ой-Цки – исполняется кулаком, также производится шаг аналогичной стопой;
  • Гьяку-Цки – наносится кулаком, одновременно выполняется шаг разноименной подошвой;
  • Кизами-Цки – при налете плечевой изгиб выводится вперед;
  • Маитэ – толчок без выхода из стандартной стойки;
  • Моротэ-Цки – воплощается обоими кулаками;
  • Маваши-Цки – реализуется по круговой траектории.

Поверхности, которыми осуществляются наскок ногами:

  • Koshi – подушечка ступни;
  • Sokuto – боковая часть подошвы;
  • Kakato – пятка;
  • Haisoku – подъем;
  • Chumasaki – фаланги;
  • Hiza – коленный изгиб.

Разновидности маневров ногами:

  • Маэ-Гери – наскок опорным местом стопы прямо;
  • Маваши-Гери – круговой толчок подушечкой ступни;
  • Йоко-Гери-Кеаге – хук в сторону боковым ребром подошвы;
  • Йоко-Гери-Кекоми – пронизывающий удар ребром стопы;
  • Уширо-Гери – исполняется пятой;
  • Йоко-Тоби-Гери – выполняется ребром подошвы во время отрывания от поверхности;
  • Мае-Тоби-Гери – воплощается опорным местом подошвы в ходе отталкивания от пола;
  • Хиза-Гери – наносится коленным суставом.

Также присутствует удар лбом – атэми.

Основные составляющие, которые следует учитывать при исполнении налета:

  • темп вращения бедер и корпуса;
  • скорость воздействия ударной конечности.

Налеты могут подразделяться на:

  • Нападение – приемы, которые основывается на инициативе борца.
  • Контрудары – исполняются непосредственно после осуществления оборонительных методик, позволяют получить преимущество перед противником и перейти к наступательным воздействиям.
  • Встречные – основываются на опережении действий соперника. Такие схемы считаются наиболее неожиданными и эффективными.

контрудар

Защитные тактики

Оборона является одним из наиболее важных элементов ведения боя. Умело реализуя подходящие защитные способы, спортсмен может быстро уйти от атак противника и перейти в контрнаступление.

Присутствуют такие виды оборонительных методик, как:

  1. Подставка – самый простой метод обороны, используется для защиты головы. Применяя этот вариант не стоит отворачиваться от оппонента, закрывать глаза или вытягивать голову вверх. Для реализации следует выставить ладошки и предплечья.
  2. Блок – производится с использованием предплечий и голеней. Существуют жесткий и мягкий блоки.

Первый подразумевает налет на атакующую часть корпуса соперника, второй – остановку или перехват.

Выделяются следующие принципы реализации блоков:

  • при маневре сверху – защита осуществляется снизу;
  • при наскоке снизу – оборона выполняется сверху;
  • при хуке слева или справа – перехват реализуется с противоположной стороны.

блок рукой

Блокирование руками:

  • Aga-Uke – сверху;
  • Gedan-Barai – снизу;
  • Otoshi-Uke – предплечьями к полу;
  • Uchi-Uke– аналогичной частью тела кверху;
  • Soto-Uke – местом от локтевого сустава до кисти вниз;
  • Koketo-Uke – ребром ладони наверх;
  • Shutoto-Uke – боковой частью ладони вверх;
  • Ude-Uke – частью от локтя до запястья сверху вниз.

Блокирование ногами:

  • Hiza-Uke – коленным суставом;
  • Ashi-Uke – голенью наружу;
  • Soto-Ashi-Uke – голенью вовнутрь.
  1. Уклон – передвижение, при котором образуется пустота в пространстве, куда должен прийтись удар.
  2. Нырок – уклон, который производится вместе с приседанием.
  3. Уход – производится под разным углом, основан на избегании атак оппонента.

уклон

Броски, болевые и удушающие методики

Броски выступают важной тактикой получения преимущества. Они исполняются для того, чтобы вывести из баланса борца или вызвать его падение для исполнения решающих приемов.

Разновидности:

  • с захватом голеней спереди;
  • подножка сзади;
  • подножка спереди;
  • бросок через спину;
  • стандартная подсечка.

Также часто применяется способ сутэми, суть которого заключается в преграждении пути соперника собственным корпусом. Во время нападения боец падает на пол таким образом, чтобы лишить оппонента устойчивости и повлечь за собой.

бросок

Удушающие способы редко используются каратистами, так как лишены динамики и требуют чрезмерного сближения с конкурентом.

Имеются такие вариации:

  • захват шеи конкурента плечом и предплечьем;
  • двойной захват шеи соперника;

Болевые методики не получили большого распространения в этом виде боевого искусства, а в некоторых школах и направлениях отсутствуют вовсе.

Среди основополагающих можно выделить:

  • выдергивание руки;
  • загиб предплечья за спину;
  • рычаг руки внутрь;
  • узел запястий наверху.

Карате включает в себя множество всевозможных техник, каждая из которых является уникальной и предназначена для применения в определенных ситуациях. Правильная комбинация наступательных и оборонительных способов позволяет получить значительное преимущество в течение боя. Именно поэтому новички обязаны знать и тренировать описанные выше схемы для того, чтобы достигнуть вершины мастерства.