Киберспорт официально признали спортом еще в 2016 году. 7 июня был опубликован приказ, согласно которому реестр официальных видов спорта РФ пополнился “компьютерным спортом”. Новое направление было отнесено к первому разделу, то есть оно не является национальным спортивным направлением, тем не менее, факт остается фактом. На тот момент событие оценили в большей степени поклонники киберспорта, среди прочих граждан было много настроенных скептически.
Не так давно произошло знаковое событие — команда России победила на чемпионате мира по Dota 2. Победители получили денежный приз, который составил 1,3 миллиарда рублей. Впечатляет, но не все измеряется деньгами. Чемпионов поздравил Президент Российской Федерации, отметив, что они смогли в ответственный момент перехватить инициативу у сильных соперников и на деле показали, что всегда нацелены на результат. Это и есть признание на самом высоком уровне, позитивные комментарии дал не только президент, но и депутаты Госдумы, хотя некоторые из них выражали обеспокоенность стремительной популяризацией киберспорта.
Сейчас данная тема как никогда обсуждаема, однако, не все наши соотечественники готовы признать для себя киберспорт настоящим спортом. В этой статье мы вкратце расскажем о прошедшем чемпионате и его победителях, а также докажем, что данное направление на самом деле достойно называться спортом.
Начнем с наиболее обсуждаемого события, победы команды Team Spirit. В финале, который прошел в столице Румынии 17 октября, наши соотечественники со счетом 3:2 обошли своих коллег из Китая, действительно сильных соперников — клуб PSG.LGD. Данный чемпионат проводится уже в десятый раз, команды из нашей страны принимали в них участие, но ни разу не смогли попасть даже на четвертую строчку в рейтинге победителей.
Как все прошло?
Во всем мире Dota 2 стала популярнейшей киберспортивной дисциплиной. Продолжительность матчей составляет 30-40 минут, в них принимают участие по пять игроков от каждой команды. Задача — снести базу оппонентов. Самый престижный турнир по данной дисциплине носит название The International. Он проходит в формате чемпионата, участниками на котором выступают команды. Впервые The International прошел в 2011, тогда победителями стали сборная Украины, они выиграли миллион долларов, сейчас призовой фонд в разы больше. В 2021 общий призовой фонд составил уже 40 миллионов.
Только у одного игрока нашей команды был опыт участия в данном турнире, остальные поехали на него в первый раз. В течение сезона команда Team Spirit не считалась фаворитом, в какой-то момент они рисковали вовсе не поехать на финал. Они проигрывали на региональной квалификации другой команде, однако, все же одержали победу.
Изначально “Спириты” соответствовали прогнозам, они уступили командам из Китая и Европы на первой паре игр. Именно эти команды вместе с ними вошли в тройку победителей. Но после российские киберспортсмены собрались с силами, подтянули свои результаты и в плей-офф даже заслужили шанс на продолжение после проигрыша. Правда, воспользовались они этим шансом прямо в первом раунде. Затем следовала несложная победа над сборной из Малайзии, а после этого они точно так же разделались с командой из Европы, которая становилась чемпионом на прошлом и позапрошлом турнире, а также считается самой титулованной командой на мировом уровне.
Дальше — больше, Team Spirit становятся первой командой из нашей страны, попавшей в ТОП-4 турнира The International. Болельщики это видели, как настоящее чудо, ведь никто не знал, что произойдет в ближайшем будущем. Предстояли матчи с тремя самыми сильными сборными, в успех мало кто верил, но все три игры стали для Спиритов победными. Финальный матч был не просто сложным, а даже драматичным.
Между прочим, в финале команда РФ с очень высокой вероятностью могла претерпеть сухое поражение. Сначала они лидировали со счетом 2:0, затем оппоненты сравняли счет, и накал страстей достиг своего пика, так как следующая карта была решающей. Это было очень сложно, практически нереально, но Team Spirit обошли главного фаворита чемпионата и сами стали чемпионами.
Титул чемпиона — не единственное достижение. Игрок под ником Yatoro установил рекорд, выполнив три рэмпейджа в плей-офф. Рэмпейдж — это когда игрок очень быстро убивает пять соперников. Это стало рекордом, потому что ранее один игрок не мог повторить такого даже дважды.
Чемпионы рассказали, на что потратят свой приз
Участники команды-победителя поделились, на что планируют потратить свое огромное вознаграждение. В топе идей — приобретение недвижимости. Выполнивший три рэмпейджа Yatoro сообщил, что хочет купить домик для кошки и, может быть, усадьбу для себя. Участник Mira тоже намеревается вложиться в недвижимость, а еще — купить авто своему папе. Но больше всего растрогала поклонников история от TorontoTokyo. Он поведал, что недавно разговаривал по фэйстайм со своей 11-ти летней сестрой и пообещал, что купит ей квартиру в Москве, в самом центре. Теперь он наверняка совсем скоро сможет выполнить свое обещание.
Разбогатели на этой победе не только те, кто был к ней непосредственно причастен. Удивительная история произошла с человеком, который еще год назад был лидером команды Virtus.pro, она на СНГ-регионе была основным конкурентов Team Spirit. Это Антон «Sneg1» Черепенников, который в настоящее время является менеджером в киберспортивной индустрии. В день открытия чемпионата он сделал ставку на Спиритов — полтора миллиона рублей, коэффициент был 29. В результате он стал обладателем 44 миллионов рублей. Но чтобы история не казалась такой исключительной, отметим, что и на свою бывшую команду он сделал аналогичную ставку. Так что это тонкий расчет, а вовсе не везение.
Почему киберспорт — самый настоящий спорт?
Начнем с фундаментальных доказательств. У всех крупных видов спорта есть свои федерации. В России существует Федерация Компьютерного Спорта, и этой организации уже 20 лет. Выше мы упоминали, что официальное признание пришло к данному направлению в 2016. Если быть более точными, то наша страна была первой в мире, признавшей киберспорт на официальном уровне. К сожалению, в 2006 году компьютерный спорт был исключен из реестра по причине несоответствия некоторых критериев. В 2016 справедливость была восстановлена.
У ФКС России множество направлений деятельности, основными из которых являются систематизация и популяризация. Федерация регулярно проводит региональные турниры, как полупрофессионального, так и любительского уровня, давая шанс пробиться каждому начинающему киберспортсмену. И это тоже соответствует концепции спорта в широком понимании.
Суть официального признания
В первую очередь это возможность проводить турниры на официальном уровне и присваивать участникам полноценные спортивные разряды. Кто получит разряд, определяется рейтингом, как и в любом другом спорте. Другая важная возможность — разработка единых обучающих программ для спортсменов, а также для тренеров. Говоря простыми словами, участник соревнований по киберспорту может стать Мастером спорта, а также Мастером международного класса и Заслуженным мастером.
Несмотря на то, что в нашей стране финансово поддерживаются в основном олимпийские виды спорта, ФКС все же может обращаться за административной помощью и получать ее. Региональные отделения могут обращаться в Министерство спорта и просить, например, обновить материально-техническое оснащение для тренировок спортсменов.
А что насчет допинга?
Если вышеизложенные доводы убедили тебя, что киберспорт — это реальный спорт, то ты мог задаться логичным вопросом: есть ли в данном направлении допинг. В любом виде спорта допингом называют любые методы и препараты, повышающие продуктивность спортсмена и относящиеся к запрещенным. Как правило, нелегальные методы направлены на увеличение количества мышечной массы, повышение выносливости и скорости спортсмена. В киберспорте не важны мышцы, но очень важна быстрота реакции. Конечно, участники рассматривают все методы, позволяющие играть лучше. Однако, вопрос с допингом не регулируется так строго, как в других видах спорта, например, олимпийских. Есть лишь несколько прецедентов.
Первым стал случай, когда игрок Кори SEMPHIS Фрисен признался в употреблении средства, улучшающего концентрацию внимания, активность головного мозга и скорость реакции. Это было в 2015 году. Тогда из турнира CS:GO ESL вылетела команда из США под названием Cloud9, участником которой и являлся этот спортсмен. Он подставил всю команду, участником которой был, так как сказал, что этот препарат использовали все. Казалось бы, он заставил компанию ESL сделать выводы относительно своих турниров. И они на самом деле ввели проверку, однако, допинг-контроль был не сплошным, а выборочным. При этом стоит понимать, что это только один организатор из десятков таких же.
С тем пор разговоров про допинг в киберспорте было очень много, но фактов — крайне мало. Если рассуждать объективно, то мы даже не знаем, сказал Кори SEMPHIS правду или соврал, чтобы позлить организаторов. Очевидно, что концепция борьбы с допингом должна быть централизованной и единой для всего мира. Но пока что в этом молодом развивающемся спорте ее нет.
Что дает признание спорта спортсменам?
Начнем с того, что не очевидно. Совсем юным киберспортсменам стало проще в психологическом плане, ведь они наконец-то могут объяснить своим семьям, что не просто играются, а занимаются важным делом, возможно, строят будущую карьеру. Легче стало и родителям, ведь они знают, что хоть это и компьютерный спорт, но в нем есть наставники, которым можно доверять, а также место для здорового образа жизни, физической активности, полноценного питания. Разрушен стереотип о том, что геймер питается только колой и сухой лапшой быстрого приготовления.
Также признание — это надежда на то, что геймеров перестанут хейтить и демонизировать. Сейчас говорить про это по-прежнему рано, так как даже серьезные СМИ не всегда отличаются корректностью высказываний. Но надежда правда есть, особенно после одобрительных комментариев со стороны президента.
Профессиональным игрокам стало намного проще строить свою карьеру. Им легче получить визу, чтобы поехать на турнир, который проводится, например, в Америке. В случае с США и многими другими государствами ранее все упиралось в цель посещения страны, теперь же этой целью является официально проводимый чемпионат. А спортсменам-студентам будет проще отпрашиваться на соревнования в своих учебных заведениях, так как теперь это — спорт, а не поездка на непонятные игры.
С момента официального признания прошло много лет, однако у Федерации компьютерного спорта по-прежнему остается множество нерешенных моментов. Причина в том, что киберспорт — молодая и активно развивающаяся индустрия, и предусмотреть все наперед просто невозможно. Федерация в нашей стране развивается собственным путем, не похожим по организации на другие государства. И событие, произошедшее в октябре, победа Спиритов на мировом чемпионате, указывает на то, что ФКС развивается в правильном направлении.