Пищевые пристрастия людей зависят от многих факторов. К ним относятся традиции, уровень пищевой культуры, личное финансовое благосостояние, общая экономическая обстановка в регионе, стране, мире.

Так, например, во времена экономической напряжённости люди склонны делать запасы из продуктов длительного хранения круп, консервов, соли, сахара, растительного масла.

Именно такая тенденция наблюдалась в период карантина, когда самыми популярными продуктами питания в России стали: гречка, рис, сахар и мясные консервы – спрос на них с начала пандемии увеличился соответственно на 66, 64, 56 и 54 %, о чем свидетельствуют данные Росстата.

К сожалению, большая часть населения России не склонна к поддержанию здорового образа жизни и питания. Люди отдают предпочтение сытным продуктам, о которых больше информации можно почерпнуть из статьи «Самые сытные продукты».

Не менее полезной будет статья «7 самых вредных продуктов», поскольку зачастую самые сытные продукты являются далеко не самыми полезными.

Также пищевые пристрастия сильно отличатся между горожанами и жителями сельской местности.

Рейтинг популярности продуктов по категориям

Если говорить о категориях, то, согласно последним официальным отчётам о социально-экономическом положении в России, категории продуктов по востребованности распределились следующим образом:

  • мясо и мясные продукты;
  • рыба;
  • масло;
  • молоко и кисломолочные продукты;
  • крупы;
  • алкогольные напитки.

Продукты питания

Мясо и мясные продукты

В этой категории более 67 % покупателей на рынках и в магазинах отдают предпочтение птице, на втором месте стоит свинина (7%), на третьем – говядина (6%). Из мясных продуктов четверть покупателей приобретает варёную колбасу, 18,4 % предпочитают сосиски и сардельки, 18% – полуфабрикаты; 12% – копчености.

Рыба и морепродукты

В этой категории чаще приобретают консервы: на них приходится порядка 27% покупок. 22% покупателей отдают предпочтение копченой, маринованной или соленой рыбе, живую или охлажденную покупают только 9% населения, столько же – икру.

Масло

Из растительных масел 78% населения пользуется подсолнечным, 43% покупают сливочное крестьянское. В этой категории наметилось изменение. Ещё 5 лет назад 14% покупателей отдавали предпочтение оливковому маслу, сейчас таковых осталось 11%.

Растительное и сливочное масло

Молоко и молочные продукты

В этой категории лидируют жирные сыры: на их долю приходится почти 24 % покупок. Далее следуют молоко (22%) и кисломолочная продукция (около 20%). Замыкает тройку творог (11%).

Крупы

Тройку лидеров в этой категории составляют:

  • гречка: её покупают 33 % населения;
  • рис (25%);
  • перловка и овсяные хлопья (примерно по 7%).

Алкоголь

Здесь бессменным лидером является водка: на неё приходится 40 % продаж от всего алкоголя. Пиво покупают 38% населения, вино – 10%.

Алкоголь

Чем отличаются продуктовые предпочтения сельских жителей от городских?

Самыми популярными продуктами питания в России у жителей сельской местности, в отличие от горожан, являются натуральные, произведенные собственными силами:

  • мясо домашней птицы;
  • яйца;
  • свежая рыба;
  • молоко и молочные продукты.

Но главное отличие – это овощи, фрукты, ягоды, грибы. Они присутствуют на столе круглый год: их едят свежими в теплое время года и консервированными зимой в виде компотов, солений, квашений и т. п.