Стойки ушу — это основа поединков и тренировочного процесса. Их изучение может казаться скучным, но только до момента осознания их многообразия. К тому же выучить их все же придется, без базовых позиций и движений ушу не имеет смысла. В Китае есть крылатая фраза: хороший ученик умеет хорошо бить, мастер — хорошо стоять и передвигаться. Без стоек не будет работать ни одна техника, а попытки реализовать ее станут бессмысленной имитацией. Здесь ты найдешь названия основных стоек, это главные термины ушу, с рекомендациями по выполнению.

Перед тем, как приступить к практике, надо усвоить, что стойка — это не статическая поза, как в йоге, а вариации шагов. Вести сражение в статике невозможно, только в динамике. Стили отличаются, но главные требования не меняются: положение должно быть стабильным и обеспечивать хорошую устойчивость, но при этом гарантировать мобильность, чтобы в любое мгновение одна поза могла смениться другой.

При пробных попытках некоторые положения покажутся неудобными, но при регулярных занятиях они станут естественными, один шаг будет вытекать из другого.

На картинке изображены базовые стойки ушу — бусин, то есть шаги, с названиями на китайском и международном.

Бинбу

Поза сомкнутого шага, применяется, как стартовая, играет роль подготовительной перед любыми действиями. Стоя прямо устремить взгляд перед собой, убедиться в том, что спина и колени выпрямлены. Стопы вместе, носки направлены вперед, вес распределяется между обеими конечностями. Допустимо два положения рук: ладони на верхней части бедер или сжатые в кулаки на поясе.

Мабу

Мабу — базовая стойка в ушу, переводится, как поза всадника. Удаленность ног должна дважды превышать ширину плеч, это примерно четыре длины стопы. Носки смотрят вперед, присесть так, чтобы бедра опустились до параллели с полом. Вес распределяется равномерно, спина сохраняет прямоту. Кулаки поместить на пояс, локти завести назад. Следить, чтобы таз не проседал, а туловище не склонялось вперед.

ушуист в стойке

Также мабу распространена в цигун, она нацелена на полное освобождение от зажимов и напряжения. Дыхание при исполнении должно быть спокойным, внимание — сконцентрированным на поиске и устранении напряженных зон. Через несколько секунд или минут, это зависит от подготовки, наименее подготовленные части тела начнут дрожать, сфокусироваться на них и приложить все силы к расслаблению. Если сконцентрироваться на неприятном чувстве, что через какое-то время оно станет более терпимым.

Польза выражается в укреплении мускулатуры кора и ног, а также в оздоровлении пищеварительной системы. В Китае верят, что мабу учит управлять жизненной энергией ци. Позицию рекомендуют принимать 2-3 раза ежедневно, наибольшей эффективность она обладает за полчаса до сна и в первые полчаса после пробуждения. Удерживать до появления выраженных болевых ощущений.

Часто встречающиеся ошибки:

  • заваливание коленей внутрь;
  • отклонение корпусом;
  • провисание таза;
  • разведение стоп.

ушуист в стойке

Баньмабу

Перевод названия отражает суть — половина мабу. Из предыдущего положения следует вывернуть носок на 90 градусов наружу. Слегка развернуть корпус в эту же сторону, но оставить его таким же прямым.

Гунбу

Стойка гунбу в ушу — это позиция лучника. Чтобы ее принять, одной ногой сделать большой шаг вперед, по длине примерно равный пяти стопам. Бедро опускается до параллели с полом, носок заворачивается внутрь. Вторая нога прямая, ступня параллельна первой, при этом корпус и взгляд смотрят вперед.

В гунбу просто выйти из основной стойки ушу — мабу, просто развернув таз. Когда боец упирается ногами в землю, он заряжается силой, затем он вкладывает всю энергию в поворот таза, резко выпрямляя ногу. Если разворачиваться влево, то выпрямляется правая нога и наоборот.

Это может готовить к нападению, именно гунбу, так как она позволяет устойчиво стоять на одной ноге и бить другой, это будет очень быстро и всегда неожиданно.

Чабу

Перекрестный шаг, обеспечивает оперативный отход или быстрый переход, может быть предварительной для более устойчивых гунбу или мабу. Из бинбу правая нога делает перекрестный шаг назад за левую, ее пятка не касается пола, носки развернуты каждый в своем направлении, колени согнуты.

Себу

Стойка себу в ушу — это отдыхающий шаг. Ее принимают внезапно, резко перемещаясь вниз, в это время поворачиваясь туловищем. Вначале ступни располагаются на уровне плеч, сгибаются колени, тело спускается. Стопа, которая была передней, выворачивается вбок, в приседе ягодица прижимается к другой пятке, для этого пятка приподнимается. Присед может быть разной глубины, от неглубокого до очень низкого. Корпус делает разворот в области поясницы, но остается таким же прямым в вертикальной плоскости. Центр тяжести сместился вниз, но вес так же распределяется между ногами поровну. Применяется для того, чтобы атаковать снизу или уйти от удара, в основном от удара руками, в ушу они достаточно распространены.

ушуист в стойке

Сюйбу

Название стойка сюйбу в ушу дословно означает пустой шаг. Ноги слегка разведены в стороны, на одну из них нужно присесть, сгибая колено и одновременно разворачивая носок наружу примерно на половину прямого угла. Вес тела приходится именно на эту конечность, вторая остается свободной, становится на пол на носок впереди себя, ее колено сгибается и слегка заворачивается внутрь. Спина остается ровной, но туловище слегка наклоняется вперед за счет сгибания поясницы. Важно, чтобы носок отставленной вперед ноги был на одной линии с пяткой другой. Применяется при отходах, для блока и увеличения расстояния, из такой стойки в ушу выполняют удары и махи ногой, которая впереди.

Динбу

Перевод — шаг-гвоздь. Стопы вместе, колени слегка сгибаются, корпус опускается, но остается ровным. Одна стопа становится на пальцы в области середины другой, бедро с этой стороны должно стать параллельным полу. Согласно правилам ушу, в позиции динбу весь вес распределяется по стопе, которая на полу плашмя.

ушуист в стойке

Хэнданбу

Это та же самая поза лучника, только с разворачиванием верха вбок на 90 градусов. Взгляд устремлен в направлении ноги, которая вытянута, корпус слегка наклоняется в этом же направлении и образует прямую линию со второй ногой.

Пубу

Стойка пубу в ушу означает стелющийся шаг, ее также называют низкой стойкой змеи. Для выполнения необходимо присесть на одно колено, чтобы оно согнулось, перенести на него всю массу. Вторую — выпрямить вбок, заворачивая стопу внутрь. Обе ступни прилегают к поверхности. Корпус остается ровным и поворачивается к выпрямленной ноге. В таком положении бойцы в ушу готовят выброс силы, за ним обычно следует резкое мощное движение.

ушуист на природе

Дулибу

Это шаг одной ногой, нужно встать в динбу, расположить ладони на поясе, согнуть одно из колен и поднять его до груди, оттягивая носок и заворачивая его внутрь. Область голени должна стать перпендикулярной земле. Вторая нога и позвоночник ровные, пресс напряжен. Может использоваться в качестве тренировки чувства баланса, нужно проводить так как можно больше времени, не теряя равновесия. В поединках становится промежуточным звеном для перехода с блоком или атаки, любого из захватов в ушу.

Важно контролировать себя на предмет отсутствия ошибок:

  • недостаточно высокий подъем колена;
  • сгибание второго колена;
  • произвольное положение носка без оттягивания вниз;
  • отклонение туловища назад или наклон вперед.

ушуист в стойке

Гуйбу

Так называемая стойка хромого. Чтобы войти в нее, следует согнуть левую коленку и вывести ее вперед так, чтобы она находилась прямо поверх большого пальца. Носок немного повернут внутрь, на эту конечность приходится примерно 60% веса. Правая ступня поднимается на пальцы, она расположена позади на расстоянии, составляющем примерно полторы ее длины. Правая коленка тоже согнута, необходимо немного завернуть ее внутрь.

Цзопаньбу

Поза приседа, ее исполнение начинается с поперечного шага левой ногой вправо, в результате конечности перекрещиваются. Одновременно со скрещиванием нужно присесть, правая коленка сгибается, правые бедро и голеностоп касаются поверхности внешней частью. В это время левый голеностоп приближается к правому бедру и касается его. Взгляд бойца направлен прямо.

ушуистка в стойке

Как отрабатывать стойки

Базовые техники в ушу называют цзибэньгун, дальнейшее развитие возможно только после того, как они освоены. Перечисленные шаги являются их неотъемлемой частью, поэтому на тренировку нельзя жалеть времени и сил. Обучение будет проходить по таким принципам:

  • последовательное выполнение всех шагов в указанной очередности, задерживаясь в каждой позиции по 10-30 секунд;
  • когда держать позу по полминуты станет слишком просто — перейти к выполнению в обратной последовательности, увеличивая статический элемент;
  • довести время удерживания каждого положения до 3-5 минут;
  • отрабатывать переход из одной позы в другую, следить за правильным положением каждой части тела, направлением взгляда;
  • наработка скорости — учиться переходить из одного положения в другое как можно быстрее, но чтобы не страдала техника.

Обычно при отработке новички осознают, насколько это красивое боевое искусство. Впечатляет именно разнообразие стоек ушу, в кобу-дзюцу, джиу-джитсу и других восточных единоборствах нет такого богатого выбора.

ушуист в полете

Махи

Умение принимать стойки и переходить из одной в другую дает возможность развиваться дальше. Можно приступить к освоению махов ногами.

Прямой

Назван в ушу джентитуй, главная сложность — выработать корректное положение. Из бинбу делается маленький шажок, другая нога производит мах вверх, ее носок подтягивается к себе, а пятка опорной — плотно прилегает к полу. При обратном движении носок вытягивается от себя, он бесшумно ставится на пол, вес по-прежнему остается на другой стопе. Насколько мах будет высоким, зависит от растяжки, со временем она будет совешенствоваться, можно поднять до уровня живота. Во время выполнения живот втянут, грудь подается перед собой. Не допускать каких-либо прогибов в пояснице. Плечи не поднимаются, туловище не раскачивается.

ушуист в стойке

Диагональный

Название — сетитуй. Условия выполнения такие же, как у предыдущего, но есть отличие: делается не вертикально, а по диагонали под углом 45 градусов. Носок во время движения должен быть устремлен к противоположному уху. Требования к положению тела аналогичные.

Боковой

Цэтитуй, требует синхронной работы верхних и нижних конечностей, поэтому вызывает сложности и неопытных учеников. Обычно движения отрабатываются по отдельности, затем объединяются. Из стартовой стойки правая нога делает подшаг, корпус поворачивается влево на 90 градусов. Стопы тоже поворачиваются, левая пятка поднимается над землей, правая выполняет вертикальный мах, ее носок при движении вверх тянется на себя, вниз — от себя. Маховая конечность и корпус пребывают на одной линии, таз не отводится назад. Минимальная высота — немного выше поясницы.

Руки двигаются по круговой траектории, если это правый мах, то левая рука направляется вверх и полностью выпрямляется, левая — опускается вниз, обе ладони пребывают в напряженном состоянии. Синхронизировать необходимо не только работу конечностей, но и направление взгляда, в начале от устремлен по направлению маха, в точке максимального подъема обращается туда, куда направлено тело. Важно контролировать, чтобы корпус не склонялся вперед, носок натягивался в нужном направлении, глаза смотрели туда, куда нужно.

Наружу

Название в ушу вайбайтуй, из бинбо делается правый подшаг, вес переносится на эту ногу. Левая делает маховое движение по дуге, перемещаясь вправо и вверх, затем влево и вниз. Пересекает вертикальную ось тела, при спуске стопа ставится на уровне второй или немного позади. Правила выполнения такие же, как для джентитуй, только корпус немного склонен вперед. Если маховая конечность будет идти по прямой траектории — это грубая ошибка, как и раскачивание туловища.

ушуист в стойке

Внутрь

Называется лихэтуй, делается обратным образом, также начинается с правого подшага, затем следует левых мах по траектории вверх и влево, затем вниз и вправо, то есть не наружу, а вовнутрь. Финишное положение такое же. Нужно следить, чтобы спина оставалась прямой, а опорная конечность не меняла своего положения. Допустим небольшой разворот корпуса.

Хлесткий

Таньтуй, его выполнение выглядит очень эффектно. Это не высокий мах, не нужно поднимать выше нижней части живота, цель — удар в эту область или в пах. Из начальной стойки ударная конечность сгибается в колене и поднимается до уровня, пока бедро не станет параллельным полу. Далее она выпрямляется резким движением голени, носок натянутый. Чтобы визуализировать правильное исполнение мастера часто говорят представить, что на носке лежит кусок земли, и его надо скинуть. В верхней точке бедро и голень становятся одной линией. В этот момент необходимо следить, чтобы таз не уходил вперед. Не стоит стараться сделать его выше, чем нужно, это будет ошибкой, как и заваливание корпуса назад, подъем опорной пятки над землей.

ушуист в стойке

Пяткой

Это дэнтуй, перед тем, как перейти к изучению нужно понять, с какого расстояния наносится. Дистанция достаточно близкая, меньше длины вытянутой руки. Удар выходит проникающим чаще всего его целью становится живот. Ввиду специфики приема важно поднести колено с ударной стороны как можно ближе к грудной клетке.

Ударная конечность сгибается в колене и поднимается как можно ближе к груди, затем направляет пятку по горизонтали и наносит ей удар. Сила вкладывается в пятку, носок тянется к себе. Отработка занимает какое-то время, инструкторы считают вслух, разбивая действие на три счета или прибегают к интересному методу: на уровне живота ученика натягивается веревка, он становится на расстоянии вытянутой руки от нее. Обучаемый наносит удары по веревке, вырабатывая правильную траекторию движения. Удар не должен направляться снизу вверх, только по горизонтали, производится именно пяткой, не основанием пальцев, именно для этого носок притягивается к себе.

ушуист в стойке

Одиночный хлопок

Носит название фэйцзяо, выполняется в качестве подготовки для прыжка тэнкунфэйцзяо. После подшага левой ногой на нее переносится вся масса, параллельно с этим верхняя часть тела разворачивается на 90 градусов вправо. Правая рука начинает движение по дуговой траектории сначала назад, потом вниз и вверх, затем делает хлопок снизу по левой ладони. Правая нога делает вертикальный мах, носок оттянут, после хлопка правой ладонью по ее голени опускается и становится на носок. Обязательное условие — услышать два звонких хлопка. При повороте корпуса он идет грудью вперед, спина остается прямой. Движение должно быть энергичным.

Особенности тренировки

Есть несколько принципов, которые позволят повысить эффективность обучения на начальном этапе. Освоить азы — это не просто крайне важно, это просто необходимо.

ушуистка в стойке

Постепенное усложнение

Простые действия объединяются и становятся сложными элементами. Освоить комбинированный прием не получится, пока не будут по отдельности отработаны все его составляющие. К примеру, нельзя научится делать высокий мах, пока не будут освоены низкие, амплитуда будет возрастать постепенно. То же самое касается силы и темпа выполнения. Если попробовать сразу сделать движение с максимальным размахом, то можно растянуть сухожилия и мягкие ткани.

Идеальное владение отдельными элементами — это база для освоения комплексов. Бесконечная отработка разворотов и хлопков может показаться скучной, но все изменится, когда дойдет, к примеру, до чжуаньшень лихэ пайцзяо, в ушу так называют удар снаружи внутрь с разворотом и хлопком. Стоит обращать внимание на плавность связок, синхронность движений разных частей тела.

ушуист с палкой

Тренироваться без пропусков

Это не просто дисциплинарный момент, воспитание силы воли и выработка привычки, правило обусловлено физиологией человека. Организм устроен так, что при высоком уровне нагрузок каждый орган потребляет определенные объемы энергии. Чем больше энергии будет потрачено при активности, тем интенсивнее будут идти процессы восстановления после нее. При постоянных занятиях эти процессы будут уравновешены, благодаря чему и возможно физическое развитие. Каждый пропуск — это шаг назад, и в плане двигательных навыков, и относительно работы всех органов и систем.

Принять боль

Начинающих спортсменов часто пугает боль, особенно если это первые физические практики в жизни. Болевые ощущения в мышцах будут приходить после любой отработки, так как происходит растяжение мышц и травмирования их волокон. Это нормальное явление, оно не связано с вредом для здоровья. При любой серьезной активности в мышцах скапливается молочная кислота, при растяжке и последующем сжатии нервные окончания в мышечной и соединительной ткани подают сигналы в головной мозг, это механизм формирования тянущих болей.

ушуист в стойке

Важно сразу же настроить себя на то, что болевые ощущения нужно перетерпеть, это часть тренировки характера и воли. В ходе любого развития всегда возникают сложности, как только методика освоена, их становится меньше. Есть способы ослабить боль, если тренировка включает много упражнений на растяжку, то перед ними следует провести особенно тщательную разминку. После длительной отработки гунбу и мабу необходимы упражнения, направленные на расслабление мускулатуры. Облегчает ощущение и самомассаж, при механическом воздействии улучшается кровоток, выведение молочной кислоты из болезненной области ускоряется. Чем дольше будут продолжаться тренировки, тем меньше будут беспокоить боли.

Заботиться о технике

Правильность выполнения важна при освоении любого элемента, особенно базовых в самом начале, когда риск допустить ошибку будет особенно высоким. Следить нужно именно за техникой, а не за какими-либо другими показателями. К примеру, при выполнении прямого маха, не нужно прикладывать усилия к тому, чтобы сделать его как можно выше. Пусть нога не поднимается выше пояса, но она останется полностью прямой и будут соблюдены остальные обязательные требования: расправлена грудная клетка, выпрямлена спина. Если же бояться боли и фокусировать внимание лишь на высоте подъема, то осанка неосознанно будет искривлена. Также важно контролировать своевременное выполнение всех движений и рациональный расход сил. В базовых приемах и стойках ушу неуместно применение грубой физической силы, это затормозит профессиональное развитие.