Nike – флагман среди производителей кроссовок. Обувь от Nike высокотехнологична, комфортна, любима многими профессиональными спортсменами. В чем же «фишка» этих кроссовок, и как реагируют на разработки и лидерство Nike другие производители?

Из истории

Кто бы мог подумать, что студент Орегонского университета, продающий японские кроссовки Onitsuka «с рук» на микроавтобусе, станет одним из создателей великой корпорации Nike. Фил Найт начал бизнес в 26 лет в сотрудничестве со своим тренером Биллом Боуэрманом, и то, что поначалу задумывалось как дистрибуция продукта азиатских компаний-производителей, стало мощным центром создания легендарной спортивной обуви. 

Nike принадлежат многие разработки, которые на данный момент являются ключевыми в создании качественных кроссовок.

Так, в 1975 году получила воплощение первая задумка Боуэрмана – рифленая или «вафельная» подошва, ставшая визитной карточкой Nike и обеспечившая в свое время ей 50% рынка спортивных товаров. На данный момент Nike выпускает несколько линеек спортивной обуви, основу каждой из которых составляет некая концепция.

Air

Создателем технологии, лежащей в основе этой продуктовой линейки, является Фрэнк Руди, ученый-инженер из NASA. Дважды получив отказ от ведущих производителей, Руди в конце концов заручился согласием руководства Nike на использование технологии воздушной амортизации. И это стало революцией в истории создания кроссовок. Первая модель с «подушкой» называлась Nike Tailwind, где амортизационным элементом служил полиуретан, накачанный газом.

Позже Nike выпустила кроссовки, конструкция которых (Visible Air) позволяла покупателю буквально увидеть в подошве воздушную капсулу, ставшую очередной визитной карточкой компании. Этот механизм амортизации позволял смягчать удар стопы о поверхность при беге, прыжках и играх, связанных с прыжками: облегчённые, пружинистые кроссовки стали очень популярны в профессиональной среде. На сегодняшний момент Nike выпускает несколько коллекций, в основе которых технология Air.

Free Run

Разработки, используемые в этой линейке – попытка Nike сделать кроссовки «второй кожей» для ног. Верх этих моделей – сетчатый, «дышащий»; подошвы - необычайно гибкие, тонкие и максимально точно повторяют движение стопы при беге. Возможным это становится благодаря глубоким желобкам, расположенным по подошве от пяточной части до носочной; при этом кроссовки не теряют способность поддерживать свод стопы.

Flyknit

Это самая свежая разработка Nike – исследования компании привели к созданию в 2012 кроссовок с рекордным весом в 159 грамм. Почти сразу модели линейки Nike Flyknit стали желанными не только для представителей спортивной среды, но и celebrity и политиков. К началу летней Олимпиады – 2012 Nike выпустили специальные шиповки с весом, кажущимся невероятным – всего 110 грамм.

Помимо поразительной легкости Nike сделала ставку на дизайнерские разработки, выводя на рынок модели разнообразной стилистики и цветовых решений – так, что Flyknit становились модным трендом. Bearbrick (компания по дизайну игрушек) даже создала в свое время ограниченную партию мишек в узнаваемой стилистике Nike.

Такие удивительные… Nike

Free Flyknit, Free HyperFeel

Это уже симбиоз предыдущих поразительных открытий – «воздушная» подошва, идеально повторяющая динамику стопы. Выпущенные в 2014 году модели по ощущениям похожи на носки, таковы характеристики их гибкости и комфорта. Hyperfeel настолько тонки, что полноценно имитируют бег босиком, обеспечивая стопе лишь небольшую амортизацию и защиту от превратностей дороги.

Конкуренты

Конечно, и другие производители не «спят». Такие гиганты как Reebok и Adidas регулярно выводили на рынок высокотехнологичные новинки, стараясь не уступать конкурентам. Так, в 1988 году Reebok вслед за Nike запустила в производство линейку «мягких» кроссовок с технологией E.R.S., в которых амортизация осуществлялась посредством использования полых цилиндров в подошве.

Ряд судебных разбирательств был связан с выводом на рынок компанией Adidas спортивной обуви с системой adiZero Primeknit – аналогом Flyknit от Nike. Представители Nike обвиняли Adidas в копировании и нарушении патентов. И это была не первая, а возможно и не последняя тяжба двух гигантов.

Nike – это не просто кроссовки, это бренд с интереснейшей историей побед и поражений, высокопрофессиональный точный маркетинг и научные разработки. Сейчас Nike стал философией, стилем и модным must have. Не зря название компании было выбрано в честь имени греческой богини победы.