Даже тот, кто не очень разбирается в традиционных танцевальных направлениях, знает, что Фламенко – это национальный испанский танец с богатой историей. Если быть более точным, то этот вид творчества более распространён в южных районах страны, в Андалусии.

Однако определение Фламенко просто как танца слишком упрощено. Это не обычная танцевальная композиция с элементами фольклорного колорита, это настоящий огонь, зашкаливающая страсть, драматизм, воплощённые в движении. Эмоциональный накал во время исполнения столь силён, что заставляет без преувеличения забыть обо всём на свете и с головой погрузиться в омут переживаний, разыгрываемых на сцене танцорами, певцами и музыкантами. Фламенко – это целое искусство, зародившееся много веков назад на стыке нескольких культур и превратившееся со временем в музыкально-танцевальный жанр. Но обо всём по порядку.

История возникновения

Понятие Flamenco появилось на свет с легкой руки известного испанского драматурга Хуана дель Кастильо в 1785 году. Этот год стал общепринятой датой рождения национального андалузского вида искусства. На самом деле история происхождения танца фламенко началась примерно на 10 столетий раньше. На протяжении этого длительного периода истории страны менялись её национальные традиции и религиозные верования, а вместе с ними и музыкальная культура. На музыкально-танцевальное творчество местного населения оказывали влияние и вестготы, и арабы, и цыгане. Каждая нация внесла свой колорит в местный фольклор, сделав его в итоге особенным и неповторимым.

Мавританский след

мавританское влияние на танец

В начале VIII века южная часть пиренейского полуострова (нынешняя Андалусия) находилась под влиянием германоязычного племени вестготов, которые весьма жестоко притесняли местное население. Устав от произвола чужестранцев, испанцы обратились за помощью к могущественным в те времена маврам – североафриканскому народу, исповедующему мусульманство. Так на юге Испании почти на 700 лет установилось господство мавров.

Этот отрезок времени является периодом настоящего расцвета.

В стране процветала торговля, наука, поэзия. Тысячи людей стекались в этот прекрасный южный край, чтобы прикоснуться к восточным знаниям, мудрости и культуре. Не осталась в стороне и музыка: местные музыкальные темы удивительным образом переплелись с арабскими мотивами, дав толчок развитию новых направлений. С этим процессом тесно связано имя известного средневекового персидского музыканта и поэта Абу-аль-Хасан-Али. Считается, что под его влиянием зародился андалузский стиль в том виде, в котором мы его знаем сегодня и в котором современные этнологи находят первые признаки Фламенко.

В начале XV века мавры весьма таинственно исчезают, а их место занимают христианские народы, пришедшие с северо-востока. Направление развития культуры довольно резко меняется, однако восточное мировоззрение, культурные традиции, глубоко впитавшиеся в местный андалузский фольклор, остаются навсегда.

Вместе с христианами на Пиренейский полуостров переселяются и кочевники цыгане. Местные власти отнеслись к ним весьма враждебно, поэтому цыганские общины вынуждены были жить в отдалении от крупных населённых пунктов и весьма закрыто. Культурные ценности кочевников считалось преступными и находились под запретом, в том числе музыка и песни. Однако ничто не могло помешать соединению и переплетению укоренившихся музыкальных восточных традиций с новыми цыганскими. Примерно в это время на стыке двух совершенно разных культур и зародился тот чувственный и темпераментный жанр, который сегодня повсеместно известен как Фламенко.

Извилистый путь ко всемирной славе

как танец Фламенко стал известным

Страстные огненные танцы под гитарное сопровождение потихоньку распространились в тавернах, где местные жители собирались поглазеть на красавиц-цыганок. Так продолжалось почти 4 века. И только в середине XIX столетия танец выбрался из душных кабаков на уличные просторы и на театральные подмостки. В это время на пике славы находился известный испанский певец Сильверио Франконетти, сопровождавший исполнение танца не менее завораживающим пением. Считается, что и пик популярности Фламенко пришелся именно на этот период. К концу века популярность жанра значительно спала и превратилась в досужее развлечение. Молодежь это направление творчества никак не увлекало. Исполнение темпераментных композиций исчезло с испанских улиц и вновь перебралось на задворки. Танец перешёл в разряд развлечения для простолюдинов и стал считаться низкосортным видом творчества.

Погибнуть этому колоритному виду национального андалузского искусства не позволили легендарный испанский поэт начала XX века Гарсия Лорка и не менее именитый музыкант Мануэль де Фалья. Благодаря их усилиям в начале прошлого столетия в Андалусии состоялся первый фестиваль национального творчества, где прозвучали все самые любимые мелодии андалузцев. А выйти музыкально-танцевальному жанру на мировую сцену помог русский балетмейстер Дягилев. Он организовал грандиозное выступление в Париже, во время которого балетная группа исполнила и Фламенко.

Что такое Фламенко?

что такое танец Фламенко

Как уже было сказано выше, Фламенко – это не просто колоритный танец, это отдельный жанр искусства, соединивший пение и чувственный страстный танец под аккомпанемент, исполняемый на гитаре (ток).

Гитара всегда была основным инструментом цыган, поэтому не удивительно, что именно под переборы её струн происходит сценическое представление. Однако инструмент отличается от классического аналога. Гитара для аккомпанемента меньше по размеру, от чего извлекаемый звук получается более острым, резким, отрывистым. Именно такого звучания требует вся композиция. Кроме этого, на верхней деке закрепляется специальная пластмассовая накладка, защищающая инструмент от повреждений в результате того, что гитарист в процессе исполнения высекает пальцами ритм.

Песня (канте) – это сердце композиции. Лишь на первый взгляд кажется, что это импровизация. На самом деле она имеет чёткую структуру, музыкальный рисунок. Размер может быть двудольным (две или четыре четверти) или ¾. Темы повествований самые разнообразные, но, как правило, это традиционные сказания о тяготах жизни простых людей, борьбе за свободу, неразделённой любви, предательстве и т. п. Эти темы зародились в цыганских общинах, ведь именно они больше всего волновали повсюду притесняемый народ.

А вот танец (байле) – это в большей степени импровизация. Он включает множество характерных движений рук и ног, которые отрабатываются танцорами годами. Однако их сочетание может быть самым разнообразным, что и показывает танцор, делая каждое выступление в прямом смысле неповторимым. Выстукивание ритма каблуками или кастаньетами – обязательный атрибут. Однако считается, что кастаньеты (которые более эффектны и ассоциируются с испанскими танцами во всем мире) всё же больше используют в шоу для туристов. В классическом исполнении музыканты и танцоры обходятся без них.

Сегодня полюбоваться красотой тройного вида искусства можно в любом городке южной Испании, а если есть желание наблюдать профессиональное действие, то стоит посетить Андалусию в апреле. Ежегодно в это время там проводится красочное представление под названием Севильская ярмарка. Читайте также статью на тему: «Зажигательный танец – Бразильская Самба».

Характерные черты

особенности танца Фламенко

Несмотря на то, что исполнение Фламенко более чем наполовину импровизация, всё же существует целый ряд необходимых условий. Прежде всего это традиционное яркое платье с узким лифом и широкой юбкой со множеством оборок, которая должна виться за танцовщицей, усиливая эффект душевного полета. Для ещё большего эффекта нередко используется шаль. Цвет наряда чаще бывает красным (символ страсти), реже чёрно-белым в горошек. Обувь тоже специальная с набойками, позволяющими высекать ритм (сападеадо). Кстати, до начала XX в. танец исполнялся исключительно босиком. Часто используют веер и кастаньеты (о последних мы уже говорили).

Движения в основном производятся руками. Именно их пластичность и выразительность кистей – основной инструмент танцовщицы для выражения эмоций. Весь акцент сосредоточен на кистях. Они придают действию экспрессивность и грациозность. Ладонями производят хлопки (пальмос) или щелчки (питос). Кстати, присутствие кастаньет мешает работе кистей. И это тоже одна из причин, по которой танцовщицы отказываются от их использования. Для исполнения характерны резкие повороты туловища и выпады. Любителям традиционной хореографии интересно будет узнать: «Танцы живота – фитнесс или нечто большее?».

Направления танца

направления танца Фламенко

Если говорить о классических направлениях исполнения Фламенко, то их всего два:

  • древний, отличающийся серьёзным стилем и глубоким драматизмом;
  • современный – упрощенный.

Оба они вобрали в себя черты традиционных испанских танцев, таких как:

  • алегриас;
  • фаррука;
  • гарротин.

Однако этот вид искусства сформировался под воздействием множества культур востока и запада, а распространившись в XX столетии по свету, в каждой стране приобрел ещё и какие-то местные черты. В результате в наши дни можно встретить Фламенко с элементами джаза, рока, румбы и многих других стилей: всего более 50 разновидностей. ,em>Рекомендуем ознакомиться со статьёй: «Танец Вог: особенности и направления».

На протяжении всей многовековой истории танец фламенко был (и остаётся) символом любви и страсти, победы истинного чувства над бытовыми невзгодами, торжеством женственности и красоты.